Can't work today, still queer.
В процессе подготовки к зачету по этнопсихологии нашла в учебнике следующие 11 "измерений", помогающих характеризовать культуру.

11 пунктов в столбик

Предлагаю поиграться и разобрать по этим пунктам культуру разных Домов. Мне кажется, это будет не только занятно, но и небесполезно.

@темы: Сеттинг, Зарисовки

Комментарии
17.12.2010 в 13:32

Офтальмозавры ловят кальмаров во мраке ночи.
Попробую, но это будет очень профанный анализ.

Итак, дом Брэ Фели

• Индивидуализм/коллективизм или ориентация на индивидуальные/групповые цели - don't make me state the obvious. Самая индивидуалистская культура в империи.

• степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (степень «натяжения поводка» между нормами и индивидом); - вообще степень толерантности высокая. Но еще нужно определить, о чем речь. О принятии культурных норм дома фели или других домов?

• степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах; - Гм. Как-то однообразно все заполнять про фели. Степень потребности в правилах низкая.

• маскулинность/фемининность, т.е. оценка в культуре качеств, рассматриваемых стереотипными для мужчин/женщин, и степень поощрения традиционных тендерных ролей; - культура изначально (о, ужас!) равноправная. Некоторая куртуазность привнесена из худдской культуры.

• оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»; - ой-ой. Боюсь, фелийская философия об этом не задумывалась в виду отсутствия такой сильной базы этически-религиозных вопросов.

• сложность культуры, степень ее дифференциации; - ну... высокая. )

• эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности; - у фели всегда все должно быть хорошо. Так что (как вообще вся империя) фели в этом смысле застегнутая культура.

• близость контактов или допустимые во время общения дистанции и прикосновения; - ну... как сказать? Эм... случайный секс - не повод для знакомства?
А если серьезно, то фели очень тактильно-терпимая культура. Если собеседник не бьет тебе рожу - ему многое позволено.

• дистанция между индивидом и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими ; - дистанцированность только в научной среде и только в профессиональных областях.

• высокая контекстность/низкая контекстность или максимизация/минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации; - а? кого позвать?

• дихотомия человек/природа или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой - все-таки большей часть подчинение природы человеком. Найзары - фриковое исключение.
17.12.2010 в 17:20

Песни не отменить. Лета не избежать.
Как я вижу Брэ.

• Индивидуализм/коллективизм или ориентация на индивидуальные/групповые цели - Клан. Сословие. Класс. Империя. Обережение общности есть в идеале цель и смысл существования брэ.

• степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (степень «натяжения поводка» между нормами и индивидом); - god save you all, если ты потеряешь лицо и уж тем более заденешь кого за пределами твоих собственных конфликтов. Твой меч сломают, а из тебя набьют чучело, под которым господа офицеры будут пить чай.

• степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах; - Каждая буква Устава написана кровью не читавших его умников. Каждое слово Хозяина Боли произносит сотня стоящих за ним поколений.

• маскулинность/фемининность, т.е. оценка в культуре качеств, рассматриваемых стереотипными для мужчин/женщин, и степень поощрения традиционных тендерных ролей; - Мужчина убивает. Женщина рожает. Иного никогда не было и никогда не будет.

• оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»; - В каждом из брэ спит зверь. Каждого брэ влечет ветер, вращающий Колесо. Выбор - твой.

• сложность культуры, степень ее дифференциации; - Офицер, сын и внук офицера; судья, сын и внук судьи; феодал, сын и внук феодала - все они остаются все теми же брэ с одной - по крупному счету - этикой.

• эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности; - Брэ - можно. Можно пить и бегать по девкам, можно вкушать единственно чай, забившись в библиотеку. Можно на многое наплевать, а можно упоенно подражать Венно-ми-Нару. Но есть грань, за которой ты уже не ты - ее можно не пересечь ни разу в жизни, но ты будешь помнить о ней всегда.

• близость контактов или допустимые во время общения дистанции и прикосновения; - А средне. Нам их, наверно, проще всего понять: есть определенный церемониал, которому учишься еще до первого меча - но и все.

• дистанция между индивидом и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими ; - Твоя верхушка превосходит тебя во всем - и от этого авторитетна. Но в твоем ранце, солдат, лежит пайцза эртовика.

• высокая контекстность/низкая контекстность или максимизация/минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации; - Высокая адаптированность. На самом деле, кодифицированно в сотню раз меньшее число реакций, чем у худдов - и чем больше ты доверяешь себе, тем дольше и живешь.

• дихотомия человек/природа или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой - Нам не нужно ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша, как хороших, годных феодалов, задача. Есть, с другой стороны, и исключения - эти исключения говорят с духами и весьма авторитетны.
17.12.2010 в 19:23

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мне кажется, разборы выше очень точные. Попробую очертить гегра, с которыми - мне кажется - все не так очевидно, как кажется на первый взгляд.

• Индивидуализм/коллективизм или ориентация на индивидуальные/групповые цели;
Тут все ясно. Ценность семьи превосходит ценность индивида. Но выше семьи групп нет - нет кланов, нет социальных групп, нет даже деревенских общин в нашем понимании. Есть только семьи, но эти семьи понимаются очень расширительно, до 7-8-й степени родства.

• степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (степень «натяжения поводка» между нормами и индивидом);
С одной стороны нормы гегра достаточно разнообразны и в этом смысле натяжение не сильное. С другой стороны в обществе гегра мало казаться, нужно быть. Ты не можешь (как худд) изобразить любовь к тетушке. Она эмпат и почувствует фальшь. Лучше искренне не любить, чем любить неискренне.

• степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах;
На первый взгляд может показаться, что формальные правила есть. Но опыт городских гегра показывает, что правил очень мало, а те, что есть, могут быть легко нарушены. В этом смысле они уступают разве что фели.

• маскулинность/фемининность, т.е. оценка в культуре качеств, рассматриваемых стереотипными для мужчин/женщин, и степень поощрения традиционных тендерных ролей;
Да, традиционные гендерные роли существуют и навязываются. Но это не такие гендерные роли, как у нас. Бабушка должна быть мудрой и прозорливой. Молодая женщина должна быть хозяйкой дома. Мужчина должен работать и подчиняться, но имеет вполне кодифицированное право "на загул".

• оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»;
Только лаврикианство приносит идею, что люди обладают хорошей или плохой природой (конкретно - хорошей, гуманной). До лаврикианства ничего этого не было, так что и у гегра этого нет.

• сложность культуры, степень ее дифференциации;
Чрезвычайно велика. Малый дома закладывают специфику традиций. Образ жизни кхара и ниндуа не просто различны, между ними нет ничего общего.

• эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности;
Никакого контроля не требуется, так как он все равно не поможет. Как бы ты не скрывал эмоции, кто-то их прочитает.

• близость контактов или допустимые во время общения дистанции и прикосновения;
Высокая степень допустимого прикосновения. Потрепать по голове ребенка, обняться на танцах с другом - это норма поведения. Плюс - сексуальная жизнь гегра, свобода которой сильно недооценивается.

• дистанция между индивидом и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими;
Огромна и детерминирована возрастом, который преодолеть невозможно. Старуха всегда властна, мудра и возвышена, молодой человек всегда неопытный идиот. Изменить этот принцип невозможно. Даже наследник дома Хайри и протектор Терлеса Кай-ко не могут выйти из этого стандарта.

• высокая контекстность/низкая контекстность или максимизация/минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации;
Высокая контекстность, даже очень высокая. Слуга в доме брэ и слуга в доме фели действительно будут вести себя по разному, хотя фундамент будет один. Гегра в городе и гегра в деревне ведут себя двумя принципиально разными образами: у городских нет ни основательности, ни спокойствия деревенских, но зато есть огромная пластичность, дипломатичность и психологическая мобильность.

• дихотомия человек/природа или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой
Человек выше природы по определению, никакие дискуссии тут неуместны. В этом случае можно, я думаю, даже говорить о том, что гегра навязали свою позицию брэ. Ранние брэ скорее должны были воспринимать природу как равного противника, а гегра всегда видели в ней род дойной коровы.
17.12.2010 в 19:51

Песни не отменить. Лета не избежать.
• дихотомия человек/природа или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой Человек выше природы по определению, никакие дискуссии тут неуместны. В этом случае можно, я думаю, даже говорить о том, что гегра навязали свою позицию брэ. Ранние брэ скорее должны были воспринимать природу как равного противника, а гегра всегда видели в ней род дойной коровы.

Спасибо им. Спасибо. Спасибо.
17.12.2010 в 19:56

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Модо, говоря о лидерах дома Брэ, кстати, сложно выделить в нем конкретную элиту. Кто это? Главы кланов? Едва ли, среди них хватает малоинтересных ребят. Генштаб? Но там куча худдов. Заслуженные генералы? Великие бойцы? Непонятно.
Ясно что есть мистическая, духовная элита - Хозяева, Мистиссы, Кузнецы. Но из всех них только кузнецом можно стать, Хозяином боли и Мистиссой по сути дела надо родиться, во всяком случае выбираемый на эту роль ребенок не может повлиять на выбор никаким образом.
17.12.2010 в 19:57

Песни не отменить. Лета не избежать.
Константин Редигер

Военная элита, именно военная элита. Помнишь, мы говорили о том, как офицер-брэ отнесется к офицеру-худду?
17.12.2010 в 20:02

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Модо, да, помню.
Насчет брэ и гегра вообще моя давняя идея-фикс. Несмотря на союз домов брэ и худдов, брэ и гегра куда сильней влияют друг на друга, так как варятся в одних условиях. Отлична только точка зрения на эти условия.
17.12.2010 в 20:04

Песни не отменить. Лета не избежать.
Константин Редигер

Брэ-феодалы симпатичны хотя бы тем, что в большинстве своем не строят иллюзий по поводу своего существования в случае, если у гегра что-то пойдет не так. Боюсь даже представить, как у брэ вспоминают то старое восстание малых домов.
17.12.2010 в 20:10

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Модо, думаю, что вспоминают мало. Но сам факт этого восстания обусловил специфику "лавикандского метода производства". Гегра гораздо свободней не только европейских крепостных, но и китайских крестьян.
17.12.2010 в 20:14

Песни не отменить. Лета не избежать.
Собственно, ты уже говорил об этом совсем недавно - Лавикандия продвинута уже тем, что там не надо много ума для осознания своих корпоративных интересов. Единственное что худдское офицерство висит меж небом и землею, а вот гегра имеют с этого самые что ни на есть бонусы, став настолько фактором политики, что аж круче крестьян Швеции.
17.12.2010 в 20:27

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Модо, не говорил публично. Про корпоративные интересы ты читал в куске из Книги империи, которой до публикации далеко.
Но все ближе!
17.12.2010 в 20:33

Песни не отменить. Лета не избежать.
:) Но будет.
18.12.2010 в 00:42

Can't work today, still queer.
Ух ты, как здорово!
Ну что, и я присоединюсь :)

Худда-Тха
• Индивидуализм/коллективизм или ориентация на индивидуальные/групповые цели;
Изначально культура Худда-Тха ориентирована не просто на коллективные ценности, но на ценности той конкретной страты, к которой принадлежит индивид (чиновники, специалисты, Белая кость, духовенство и т.д.). С другой стороны а) в отношениях между такими группами каждая из них воспринимает себя как индивида и блюдет свои цели, возможно даже в ущерб целям остальных страт (например, извечная вражда БК и чиновничества) б) за последние 6000 лет, прошедших с установления лаврикианства, значение личности сильно возросло. Дело в том, что Л. ставит личную совесть очень высоко - спасается каждый самостоятельно, вне зависимости от социальной группы. Так что можно сказать, что степень значимости индивида растет от белой кости (Гири и незначительность одного представителя) к церковным кругам (максимальная значимость лично твоих решений и поступков). Чиновники и специалисты тусуются где-то посередине.
• степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (степень «натяжения поводка» между нормами и индивидом);
В принципе степень толерантности очень невысока. Есть определенный набор норм и запретов, достаточно разветвленный, и представитель сообщества оценивается исходя из того, насколько он ему соответствует. Но большой возраст (от 260-ти лет) или очень значимое социальное положение могут ослабить этот "поводок" достаточно сильно, хотя все равно останутся некоторые непререкаемые нормы, например, почтение к старшим.
• степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах;
Опять же, распределяется по шкале от абсолютной кодифицированности жизни у Белой кости до достаточно больших свобод у, я думаю, худдов-военных (не БК). Сразу после военных идут специалисты, остальные распределяются дальше по шкале).
• маскулинность/фемининность, т.е. оценка в культуре качеств, рассматриваемых стереотипными для мужчин/женщин, и степень поощрения традиционных тендерных ролей;
Да. Традиционные гендерные роли являются, пожалуй, одним из немногих статичных факторов, определяющих твое существование.
• оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»;
Согласно Учению, человеческая природа изначально блага.
• сложность культуры, степень ее дифференциации;
Ну, тут уже я не буду говорить про очевидное. Сложная, сильно иерархизированная и ритуализированная культура.
• эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности;
Худды тоже "застегнутый" в этом плане дом, хотя до фели им далеко.
• близость контактов или допустимые во время общения дистанции и прикосновения;
Ввиду чисто физических особенностей (острого нюха) дистанция комфортного общения для худдов достаточно велика. И уже вследствие культурных форм прикосновения не слишком одобряются.
• дистанция между индивидом и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими;
Чрезвычайно большая. Хоть сколько-то ее может уравновесить только разница в возрасте.
• высокая контекстность/низкая контекстность или максимизация/минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации;
Несомненно, все поведение худда выстраивается в контексте ситуации - это одно из базовых требований культуры.
• дихотомия человек/природа или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой
Конечно, природа подчинена человеку. Впрочем, думаю, такая позиция вообще универсальна для Империи.
18.12.2010 в 00:48

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Студиозус, насчет соотношения природы и человека ты права, но есть одно важнейшее исключение - катарир. Ну я до них дойду чуть позже.
18.12.2010 в 20:16

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Катарир

• Индивидуализм/коллективизм или ориентация на индивидуальные/групповые цели;
Интересы клана превыше интересов личности до тех пор, пока личность готова играть по этим правилам. Катарир может выйти из клановой схемы - тогда он сам за себя и рассчитывать ему не на кого.

• степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм (степень «натяжения поводка» между нормами и индивидом);
В принципе вырваться за нормы очень сложно и толерантного отношения в таком случае ждать не приходится.

• степень избегания неопределенности и, соответственно, потребности в формальных правилах;
Формальных правил нет вообще, а неформальных - огромное количество. Существует масса примочек для своих, которые знают даже не все катарир.

• маскулинность/фемининность, т.е. оценка в культуре качеств, рассматриваемых стереотипными для мужчин/женщин, и степень поощрения традиционных тендерных ролей;
Чрезвычайна высока. Думаю, выше только у худдов.

• оценка природы человеческого существа как «хорошей», «дурной» или «смешанной»;
Выйдем в море, море все расставит по местам. До тех пор и судить глупо.

• сложность культуры, степень ее дифференциации;
Культура предельно проста, это единственная сфера жизни Лавикандии, где церемониала правда не существует (даже у фели не до такой степени, у них есть хотя бы академическая корректность и вежливость).

• эмоциональный контроль, степень допускаемой эмоциональной экспрессивности;
Степень допускаемых эмоций очень велика. Практически, считается неправильным скрывать какие бы то ни было эмоции за одним исключением - катарир-мужчина должен переносить горе "как мужчина", не подавая вида.

• близость контактов или допустимые во время общения дистанции и прикосновения;
Абсолютная, понятие личного пространства у катарир почти стерто. Возможно это следствия постоянной работы в очень скученных условиях или следствие экспрессии - все равно все будут друг друга трогать.

• дистанция между индивидом и «властью», степень неравенства между вышестоящими и нижестоящими ;
Нет никакой дистанции кроме той, которая определяется заслугами человека и мерой личного уважения к нему.

• высокая контекстность/низкая контекстность или максимизация/минимизация различий в поведении в зависимости от ситуации;
Традиция диктует одинаковое поведение во всех ситуациях.

• дихотомия человек/природа или степень господства человека над природой, подчинения природе, жизни в гармонии с природой
То самое единственное исключение - Океан безусловно распоряжается жизнями моряков. Даже дракон - равноправный партнер, а не домашнее животное.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail